вторник, 11 ноября 2008 г.

Игрушка как отображение ментальности




Чем забавляются наши деть? Какими должны быть их игрушки? Где игрушки покупать?

Вряд ли родители серьезно проникаются этими проблемами. Малышам игрушки покупают, конечно, на свой вкус. Для старшеньких - какие они сами изберут, чтобы только не наносили лишних хлопот.

Но это все вопросы не простые, и ответы на них чрезвычайно важны.

Во времена перехода к рынку украинская игрушечная индустрия обветшала, чтобы не сказать исчезла, поскольку дотировалась из бюджета. Исчезла и советская игрушка, которая имела две непременных черты - позитивное воспитательное влияние и дешевизну. Старые субъекты производства игрушек, при всей любви к своему делу, не могли удержаться в новом экономическом пространстве. А нынешние предприниматели ею не интересовались, поскольку это не тот бизнес, который мог бы дать мгновенное обращение денег и безумные прибыли.

Деть, как и раньше, рождались, хотели играться и видеть в игрушках своих друзей.

И родители шли по игрушки. В магазин - там ужасно дорогие западного производства куклы-крали, конструкторы и всякие приборы с автоматическим управлением. На базар - чужбинные персонажи и атрибуты ужасных мультиков, неестественные «барбі» восточного ассортимента, однако абсолютно доступной цены. Большинство родителей 90-х и не задумывалось, где покупать, поскольку главным вопросом оставалось, как выжить. В настоящий момент уже является привычным покупать вещи на базаре, да и доходы рядового украинца не побуждают к другому. Так и произошли, что в нежных рученьках наших деточек оказывается продукция некачественная, без намека на вкус, быстрее аморальная, чем такая, которая воспитывает, - игрушка, которая не выдерживает никакой критики. Еще бы! Она и не поддается никакой критике, хотя и должна была бы.

Весь товар, который завозится в Украину, в том числе и игрушка должен сертифицироваться. Разве могла бы получить сертификат соответствия игрушка физически и химически вредная - с резким запахом, сырьем и краской, что содержат ядовитые вещества, с острыми краями и облоями (остатками сырья на стыках формы), которая ломается, только что попасши к рукам ребенка? Конечно, нет. Поэтому, обходя все препятствия, без всякого сертификата продается на лотке - и за очень дешево.

До этого нужно еще прибавить, что все в большей мере для наших детей развлечением становится пересмотр низкопробных мультфильмов, «страшилок», рекламы. Преднамеренно искаженные, неэтичные и неэстетичные герои и их отношения из этих лент становятся прообразами игрушек, перетекают в детские игры.

Проблему, которая возникает в описанной ситуации, объяснил психолог Сергей Болтивець, заместитель директора Института психологии Академии педагогических наук Украины. Игрушка любого народа всегда отображала «я-образ» этнической идентичности человека. Она олицетворяла в себе совокупность черт этнического идеала, то есть содержала наилучшие черты, которые должны сформироваться в течение взросления ребенка, или предостерегала от опасности (как вот игрушки, в которых воплощены обиды животных, которые являются отображением архетипів, которые остаются в подсознании каждого человека и каждого народа, необходимых для выживания («хитрая лиса», «разбойник-волк», «заяц-трус»). Каждый ребенок, забавляясь с игрушками, предварительно переживает сложные ситуации, которые вероятно произойдут с ней в будущем.

Идеалы каждого этноса отличаются, так же отличные и опасности, которых нужно избегать. Поскольку неодинаковы опыт и психофизиологическое построение «я-образу» разных этносов, то невозможно и передать определенный опыт между этносами на психологическом уровне (об этом свидетельствуют исследования мирового психологического сообщества). Соответствие «я-образу» собственной этнической идентичности не осознается, но действует как социально психологическая закономерность.

Если перевести все это на образный язык, то выйдет следующее. Дать ребенку для игры неадекватный образ собственного «я», это значит пускать ее (то есть ее развитие) не большаком, а кустарниками и болотами, из которых она сама должна найти выход. Большинство из такой ловушки самостоятельно не выберется, лишь единицы. В результате самостоятельных поисков перенапрягаются защитные психологические механизмы ребенка, а это опасно для ее развития: сохраняется инфантильность, возникают неврозы и неврозоподібні пограничные состояния. С другой стороны, накопление психотравматического потенциала приводит к тому, что ребенок вырастает таким, что ею легко манипулировать. Это наилучший способ вырастить янычаров, рабов, людей, которые имеют короткую продолжительность жизни и используются в качестве рабочая сила.

Иллюстрирует рассуждение яркий пример народной яворівської игрушки, который навел научный сотрудник музея, докторант Института педагогики Академии педагогических наук Украины, Владимир Тименко. Игрушки из Яворовая на протяжении возрастов имели одни и те же формы и декоративные мотивы, которые наслідувалися мастерами. И не из-за того, что у ее творцов не хватало фантазии - в этих игрушках закодирована информация, которая положительно влияет на их потребителя - ребенка. Игрушка Яворивских умельцев выстроена таким образом, чтобы ее конструкция, материал, декор содействовали развитию ребенка. Например, резьба по дереву несет информацию для визуального восприятия, обеспечивает развитие через прикосновение пальцев. Подвижность изделия вызывает физические усилия и динамику в игре, развивает воображение. Все вместе дает импульсы для умственного роста. Синтез умственного, эмоционального, волевого, діяльнісного компонентов в яворівській игрушке как раз и обеспечивал целостность в человеке, ее исцеление, «строєння».

Из всего этого становится понятным, почему игрушка - это ключевой момент в психологическом становлении личности, в ее развитии, и почему проблемы выпуска отечественной игрушки так беспокоят специалистов. Но нажаль, проблемами детской игрушки заботятся разве что сотрудники Государственного музея игрушки Министерства образования и науки Украины, а нецивилизованный рынок продолжает «регулировать» ее производство и импорт. Для украинских производителей, которые в настоящее время идут законным путем, много проблем: нет авторов, нет технологов, ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов из детской игрушки. Хоть в последнее время и оживился ее выпуск, далеко не вся продукция проходит психолого-педагогічну экспертизу в Межведомственном художественно техническом совете из игрушек и учебно-наглядных пособий при Министерстве образования и науки Украины. За правилами сертификат соответствия должны подписать три учреждения: Минохорони здоровья, Совет из игрушек и Держспоживстандарт. Лишь предприниматели из Луцку, Черновцов, Одессы и Киевщины, получают вывод Межведомственного совета. Другие находят общий язык с региональными центрами из сертификации и метрологии без психолого-педагогічного вывода.

Создается впечатление, что общество не понимает, а государство не заинтересовано в самоидентификации своих маленьких граждан, в их полноценному развитию. Следовательно, вся ответственность, как и в других вопросах, полагается на семью. Только рассудительность родителей может стать на преграде ужасного суррогата, который по привычке называется игрушкой, а родительская умеренность и выдержка - помочь непротиворечивому и гармоничному развитию ребенка.

Комментариев нет: